Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла № 58 г.Томска
25.09.2017, 23:52

/ Воспитание

 

                                                                                                                             

Существовала некогда пословица 
 

                                                                                     Что дети не живут, а жить готовятся.

                                                                                                        Но вряд ли пригодится в жизни тот, 
 

                                                                                                                       Кто жить готовясь, в детстве не живёт.     

                                                                                              
                                                                                                                                                    С. Я. Маршак.
В концепции модернизаций российского образования на период до 2010 года отмечается, что «… развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством за судьбу страны…»
Школа в данном документе указана, как «… важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…».
МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла столкнулась с проблемой падения престижа школы, о чём говорит отток выпускников 9-х классов, стремление наиболее обеспеченных семей записать ребёнка в 1-е классы других школ.
В 2005-2006 учебном году в школе разработана и утверждена Целевая комплексная программа развития. Программа направлена на создание модели образовательного учреждения «Школа «культуротворческого» типа», строящей единый и целостный учебный процесс, как путь ребёнка в культуру. Первый этап реализации проекта - диагностический (2005-2006 учебный год) показал необходимость усовершенствования воспитательной системы школы.
Воспитательная деятельность школы, как важнейшего социального института призвана помочь ребёнку сформировать свою систему интересов, как основу успешной социализации личности.
Исходя из этого, роль воспитания в современных условиях усиливается, так как события последних лет показали, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать жизнь человека достойной.
Кроме того, очень важным там представляется то, что учащиеся должны получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.
Выпускник школы, по нашему мнению, должен быть конкурентно способным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде. При этом для него являются значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание.
Школьное образование выполняет задачу подготовки выпускника к самостоятельному выбору своего профессионального пути. Для её решения необходимы более широкие, чем учебно-предметные возможности построения социального взаимодействия. Наиболее адекватной формой организации внеучебного пространства в исследовательском, поисковом режиме является социальное проектирование. Проектирование общественной жизни школы по собственному замыслу учащихся (через групповой или индивидуальный проект) – это одновременно форма и способ становления личности, так как в рамках его может быть не только заявлена, но и апробирована, социально одобрена или отвергнута личностная позиция ученика.
С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.
Генеральная цель воспитательной работы нашей школы: помочь учащимся быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на самостоятельную выработку идеи, постановку цели, умеющую ориентироваться в современных социокультурных и экономических условиях.
 

Задачи

  • Создание условия для самопознания, саморазвития, для свободного выбора форм и способов самореализации      в  учебной и внеурочной деятельности
  • Внедрение инновационной модели ученического самоуправления;
  • Создание условий для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • Создание условий для участия семьи в воспитательном процессе.
  • Привлечение местного сообщества
 

В основу реализации целей и задач воспитательной работы положены следующие принципы воспитания:

1.      Личностно - ориентированный (сравнение не двух детей, а одного ребёнка на разных этапах его развития).
2.      Адаптивный (каждому ребёнку дело по душе, по силам, по возможностям).
3.      Деятельностный (воспитание возможно только через включение в деятельность).
4.      Воспитание на успехе (помочь каждому ребёнку быть успешным)
 
 

Кроме того, для каждого этапа реализации программы были определены следующие задачи – доминанты.

 

 

 
1-4 классы,
 
младшие школьники
 
5-7 классы,
 
младшие подростки
 
8-9 классы,
 
старшие подростки
 
10-11 классы,
 
старшеклассники
Формирование социокультурных ценностей и основ нравственного поведения
.Обучение основам проектирования
.Осуществление мини-проектов в учебно – восп. деятельности класса
Постижение
учащимися нравственных ценностей
 Обучение основам социального проектирования. Создание разновозрастных проектных групп.
Формирование собственного мнения по важнейшим проблемам жизни, формирование способности к самоопределению.
Внедрение проектной деятельности, как основной в системе воспитания.
Формирование активной гражданской позиции, постижение уч.основ экокультуры.
Социальное проектирование, как естественная потребность в самореализации. Старшеклассники являются руководителями, консультантами в разновозрастных проектных группах.

 

Используемые нами формы досуга:

-праздники
-конкурсные программы
-интеллектуально – познавательные программы
-клубы по интересам
-акции
-концертные программы
-марафоны
-выставки
-КТД
-конференции
-мастер - классы
-фестивали
-театрализованные представления
-ярмарки
-индивидуальные беседы
-соревнования
-дни науки
-тренинги
 
 

                                           Этапы построения воспитательной системы школы:

 

 

 

  1 этап –становление системы (проектный) 2006-2007 уч. год

- прогностическая стадия;
-разработка модели воспитательной системы;
-формирование коллектива единомышленников;
-педагогический поиск;
-наработка технологий;
-зарождение традиций;
-обучение педагогического коллектива основам проектной деятельности;
-установление взаимосвязей с родительским и местным сообществом;
-решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
-открытие сайта школьного научного общества.
 
 

2 этап-отработка системы (практический) 2007-2008 уч. год.

-определение ведущих видов деятельности;
-отработка наиболее эффективных педагогических технологий;
-количественное и качественное закрепление результатов;
-повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;
-создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;
-оформление воспитательных систем классов, работающих в режиме проектной деятельности.
-укрепление связей с родительским и местным сообществом
 
 

3 этап –окончательное оформление системы 2008-2009 учебный год.

-школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
-накапливаются и передаются традиции;
-воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют;
-обобщение опыта администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы, определение перспектив и путей дальнейшего развития школы:
 
 

Ожидаемые результаты:

1.Воспитанник школы – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащённая знаниями , готовая к творческой, созидательной деятельности и нравственному поведению;
2.Построению демократической системы отношений детей и взрослых.
3.Построение воспитательной системы школы.
4.Высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.
5.Создание положительной репутации школы.
 
Вся воспитательная работа в школе направлена на внедрение и реализацию воспитательных программ:
  1. "Социализация образовательного пространства"
  2. "Здоровье"
  3. "Безопасная школа"
  4. "Эстетическое развитие"

     

МАОУ СОШ № 58       E-mail: school58@avmailer.ru